Приморское региональное отделение
Вступить в региональное отделение ДР

Архив событий

15 Февраля 2021

Григорий Тимченко: «На стоимость импортных товаров влияет слишком много факторов»

Стоимость импортной продукции, которая попадает в торговые сети Приморья и Дальнего Востока, может вырасти из-за коллапса на рынке морских грузоперевозок. За последние месяцы эти услуги подорожали в несколько раз, а сроки доставки значительно увеличились. Как сообщили игроки рынка, опрошенные одним из ведущих российских федеральных бизнес-изданий, транспортные компании оказались не готовы к оживлению международной торговли и резкому росту спроса, случившимся в конце 2020 года. В результате возник острый дефицит контейнеров, и, как следствие, цены на перевозку грузов значительно возросли. Чем объясняется такая ситуация, и насколько может увеличится стоимость импортных товаров для конечных потребителей в связи с «Шипагеддоном» (от английского ship – корабль) и «Контейнергейтом» - так бизнес называет ситуацию на рынке морских грузоперевозок – недавно начали сообщать и обсуждать и деловые интернет-издания Приморья.

Основной версией является как раз дефицит свободных контейнеров, которых якобы не хватает у логистов для увеличившегося потока грузов из Китая в Россию морем, поскольку грузовые потоки в период пандемии изменились и существенно упали.

Эксперты отметили, что в конце 2020 года на рынке транспортных перевозок наметилось оживление. Так, в декабре рост экспорта из Китая в США вырос на 29% год к году. Никто этого не ожидал, хотя к концу года обычно поток готовой продукции обычно растет в связи с ожидаемым всплеском покупательской активности и соответствующими запросами торговли. В результате и образовался определенный дефицит контейнеров на китайском рынке. Логисты говорят об увеличении стоимости контейнерных перевозок.

Участники рынка морских перевозок отмечают, что цены на морской контейнерный фрахт (то есть аренду торговых судов для перевозок морем) в некоторых случаях увеличились в несколько раз в сравнении с допандемийными. Увеличились и сроки поставок.

По мнению экспертов, проблему усугубляет и ситуация на наземных, прежде всего автомобильных, пунктах пропуска с Китаем. Количество фур, которые пересекали китайскую границу, сократилось в три-четыре раза. В 2020 году информация об огромных очередях на пунктах пропуска на российско-китайской границе в Приморье появлялась в СМИ и блогосфере неоднократно. .

Ряд прогнозов сводится к тому, что удорожание логистики вызовет и рост стоимости перевозимых импортных товаров, при этом в наибольшей степени увеличится стоимость товаров, которые сами по себе достаточно дорогие, и при этом занимают много места. Это мебель, крупногабаритная техника, оборудование, сборные конструкции и их элементы. С другой стороны, участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не исключают, что после Восточного Нового года ситуация нормализуется и цены снизятся, поскольку работа трансграничного транспорта, прежде всего наземного, нормализуется. Тем более, что как минимум ряд предпринимателей отложили доставку, используя накопления товаров, спрос на которые упал в течение 2020 года.

Эксперты Приморского регионального отделения «Деловой Росси» считают, что только снижение предложения на рынке международных транспортных перевозок радикально вряд ли скажется на конечной стоимости товаров в торговых сетях. В большей степени стоит вести речь о влиянии комплекса факторов, среди которых стоимость «транспортного плеча» является существенным, но не единственным.

«2020 год показал, что проблемы перебоев с импортом многих товарных категорий действительно могут негативно сказываться на общем состоянии рынка таких товаров и конъюнктуре цен на них. Яркий пример - это «фруктово-овощной коллапс», когда из-за закрытия границы прекратился поток импорта из Китая, и цены в торговле существенно выросли прошлым летом, поскольку приморских сельхозпроизводители пока не готовы конкурировать с импортом не по объемам, не по цене. Вместе с тем, если мы будем вести речь о таких товарах как продукция длительного пользования, это мебель, электроника, бытовая техника и так далее, то тут на конечную стоимость в действительности влияет целый комплекс факторов, среди которых стоимость собственно трансграничной логистики – лишь один из многих. Тем более, что подобная продукция действительно практически никогда не идет в розницу «с колес», она обрабатывается и складируется, и попадает на полки спустя определенное время, и у торговли всегда есть соответствующие товарные запасы, на основе которых они строят политику сбыта и планируют новые закупки за рубежом. А на импорт сегодня в большей степени влияют все же санитарные ограничения и снижение общего спроса, вызванного падением реальных доходов населения. Поэтому я думаю, что ситуация прояснится к концу первого полугодия начавшегося года, и во многом будет зависеть как раз от последних двух факторов. На стоимость импортных товаров влияет слишком много факторов, и нужно мониторить их все. Эксперты «Деловой России» со своей стороны следят за складывающейся ситуацией…» - отметил сопредседатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Григорий Тимченко.